haradok.info

Информационный портал

Социальные сети:

Новости Городка Культура

27.04.2014 09:59

2572 просмотра

0 комментариев

Тоскуйте и радуйтесь, ибо Радуница

«Не хочу оставить вас , братия , в неведении об умерших, дабы вы не скорбели , как прочие , не имеющие надежды. Ибо , если мы веруем , что Иисус умер и воскрес , то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним » , - с этой надеждой , высказанной апостолом Павлом , православные христиане приходят на кладбище в день Радуницы.

Данный праздник дает возможность соединить наши молитвы об умерших с пасхальной радостью. Поэтому мы идем на кладбище с пасхальным приветствием "Христос воскрес! " И с символом пасхальной надежды - красными яйцами.

По дохристианских представлениях, в это время души умерших возвращаются на землю, чтобы узнать , как живут потомки.

Пасхальный период по всей Беларуси сохраняет устойчивый момент чествования умерших родственников. К дохристианской идеи присоединяется христианский аспект, что живые и усопшие радуются воскресению Христа.

- Радуница - тот праздник, который существовал всегда, несмотря ни на что. Относительно происхождения слова « адуница» существуют различные мнения , - отметила заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусского культуры , языка и литературы Национальной академии наук Беларуси доктор филологических наук Татьяна Володина. - Одно из них - «радуница » происходит от слова «радость» . Человек радовался « встречи » с умершими . Это совместная празднование духовного контакта с предками, воскресения Иисуса Христа , весеннего пробуждения природы. Поэтому в структуру данного праздника входили не совсем обычные элементы , например - хороводы , которые являются дохристианским ритуалом . И искать , что в Радунице христианское , а что нет , значит - обидеть носителя традиции.

В некоторых регионах Беларуси уже с пасхального утра ( даже сразу после Полунощницы ) начиналась посещение мест захоронений. Хотя с точки зрения официальной церкви ходить на кладбище непосредственно в Пасху категорически не одобряется. Считается, что Пасха - праздник живых, а для тех, кто отошел в вечность, существует отдельный день - Радуница.

Стоит отметить, что идея чествования умерших, контакта с ними - очень устойчива, но и локальная в своих конкретных формах на Беларуси. Даже соседние районы относительно этого дня имеют свои обычаи. Они могут вливаться в общегосударственные, церковные. Тем не менее собственные традиции - очень сильные.

Однако если на уровне государства был поддержан православный ритуал чествования умерших на 9 -й день (во вторник так называемой Фоминой неделе ) , эта благородная идея в определенной степени повлияло на народные традиции. Если взять Полесье и южные районы Минской области, то здесь ходят на кладбище в четверг после Пасхи. Этот день называется Навская Пасха, Пасхой умерших , Пасхой мертвых . В связи с введением официального дня поминовения предков данный обычай разделяется: кладбище посещают в четверг ( чтобы сделать там порядок) и во вторник (после панихиды в церкви ) . В отдельных регионах на места захоронений идут на второй и девятый день после Пасхи. Поэтому традиция поминовения людей , которые канули в Лету , - очень пестрая . И сказать, что в Беларуси предков чествовали только на Радуницу , будет не совсем правильно. Радуница - более официальный праздник . Хотя на северной Витебщине пращуров поминают только во вторник на Фоминой неделе .

Весенний поминальный день приходится на период, когда активно работали в поле. Понедельник Фоминой недели назывался живой Радуницей , когда старались сделать максимальный объем земледельческой работы. Считалось : все, что посадили в данный период , даст хороший урожай. Во вторник с утра тоже много работали , а по обеде вся семья шла на кладбище . Отсюда и пословица : «На Радуницу к обеду пашуць , в обед плачут , после обеда пляшут» .
В отдельных местах Беларуси до поминального дня красили яйца ( но их не освящали ) . В некоторых регионах пекли специальный пресный хлеб , который называли « курочкин» или «курачок» . Булки и яйца несли умершим родственникам . И только это (!) оставляли на могилах.

Между тем священники замечают : мнение , будто людям , с момента смерти родных которых не прошел год , запрещается красить яйца и печь пирожки , является ошибочным. Печаль и траур по умершим не могут заслонить собой Воскресение Христа и не позволит отмечать величайший праздник.

... На кладбище собирался весь местный социум . Приходили также нищие , которых приглашали помолиться за упокой душ умерших и обильно одаривали различными угощениями .

На Восточном Полесье и на Витебщине (Докшицкий район) существует интересный обычай: на Радуницу могилы застилают белыми скатертями . Причем если на кладбище похоронено много членов семьи , то покрывают надгробие того , кто умер последним. После поминовения скатерти забирают домой и хранят до следующего года.
Восточная Беларусь выделяется традицией свистка. В поминальный день на кладбище свистели в свисток, сделанные из бересты , а также водили хороводы , в ходе которых исполняли песни духовно- христианского содержания.

На кладбище носили зерно, которое сыпали по могиле или на столбец. Предполагалось, что его будут клевать птицы , в образе которых возвращаются на землю покойники.

Еще один обычай , который существует во многих районах нашей страны , - приносить на кладбище полотенца , тюль , ленточки , которые привязывают на ограду. Данная идея обусловлена традицией справлять к Пасхе обновку , которую первый раз надевали на праздник . Считается , что новое необходимо не только живым людям , но и умершим.

В Страстной период, до чистого четверга, «переодевали» оброчными кресты. Это кресты , к которым идут с различными просьбами , неся оброк - платки , булки , яйца и др. .

Если говорить о ритуал поминания на кладбище , то в последние годы данная архаичная традиция приобрела причудливые формы . В местах захоронения стали проводиться в прямом смысле застолья с чрезмерным употреблением спиртных напитков. Неудивительно, что церковь и официальные учреждения начали запрещать такое поведение .

- Этнографические записи , сотни свидетельств информантов дают основания уверенно утверждать : в состав того , что наши предки носили на Радуницу на кладбище , входила спиртное. Но употребление алкоголя было символическим актом , - категорически подчеркнула Татьяна Володина. - Можно бесконечно говорить о роли алкогольных напитков в культуре . На уровне архетипа . Однако потребление грамма (!) спиртного есть ритуал , утверждение контактов с предками , символизирующий далекие от опьянения смыслы.

Старые записи свидетельствуют , что ранее на надгробие рюмок не ставили. Из бутылки , которую приносили , грамульку отливали у креста , немного (!) пригубливали сами. Поэтому на Радуницу алкоголь присутствовал , но никто не пил в таком количестве , как некоторые делают сейчас . Традицию сознательно нарушать нельзя.
После поминального дня период пребывания покойников в мире живых заканчивается . По правилам , между этим и тем миром есть предел. И нарушается она лишь один раз в год - на Пасху. Затем предков надо проводить . Закрытость границы возобновляется .

Оксана Курбеко , кандидат филологических наук , фотографии из архива Центра исследований белорусского культуры , языка и литературы Национальной академии наук Беларуси

vsr.mil.by/2014/04/26/tuzhyce-i-radujcesya-bo-rada%D1%9Enica/

Последние новости