haradok.info

Информационный портал

Социальные сети:

Новости Городка Культура

13.06.2014 08:20

2306 просмотров

0 комментариев

Самый знаменитый аноним, который делает знаменитым и наш Городок

13 июня — 180 лет со дня рождения Константина Вереницына — автора поэмы «Тарас на Парнасе». О Константине Вереницына очень проникновенно и тепло в статье «Самый знаменитый аноним» пять лет назад написал ведущий исследователь тарасоведения белорусский литературовед Язэп Янушкевич.

Самый знаменитый аноним

"Еще тридцать лет назад это показалось бы невозможным: отмечать юбилей автора «Тараса на Парнасе ». Имя Константина Вереницына постепенно занимает место в белорусской литературе. С самого того дня 13 ноября 1973 г., когда исследователь Геннадий Киселев нашел первые упоминания о нем в Историческом архиве.

Константин Вереницын. Рисунок Сергея Хоревского.

Еще в 1980-я годы в школьных учебниках выгодно было держаться мнения об анонимности произведения: не хватало доказательств в пользу какого-либо конкретного лица, хотя секрет авторства лежал на поверхности.
Мешала литературе политика. А именно ясное указание на то, что автором «Тараса на Парнасе» был Константин Вереницын, содержалась в рукописной хрестоматии белорусского литературы, которую во второй половине XIX в. составлял исследователь Александр Рыпинский.

Те тетради Рыпинского в 1920-я хранились у профессора Михаила Пиатуховича, который преподавал в Белорусском госуниверситете. Их и увидел один из тогдашних студентов, Антон Адамович, позже известный литературовед, патриарх белорусской эмиграции в США.

Кстати, в июне исполняется сто лет и от его рождения.

Тетради Рыпинского потерялись в военных пожарах. Но воспоминания Адамовича, исподтишка сказанные Геннадию Киселеву Максимом Лужаниным в начале 1970- х, дали толчок к его поискам.

Сначала Киселев был уверен, что «Вереницын» - псевдоним.

Поэтому искал по архивам сведения о всех возможных Константинах. И вдруг в документах Горецкой земледельческой академии за 1857-1858 годы находит сведения о первом отличнике Константине Вереницыне. Постепенно образ автора «Тараса на Парнасе» предстал перед нами во многих подробностях.

Константин Василев Вереницын родился 13 (1 по старому стилю) июня 1834 г. в деревне Островляны Витебского уезда Витебской губернии (ныне Городокский район).

Был он по рождению крепостным, как и еще один Тарас - украинец Шевченко. Литературоведы неоднократно связывали с ним заголовок поэмы. Еще Александр Рыпинский, переписывая «Тараса на Парнасе» в свои тетради (эти самодельные рукописные хрестоматии непризнанной и запрещенной белорусского литературы представали как народные учебники), утверждал: «Притча эта написана по поводу неожиданного появления в русской литературе поэзии простого Малороссийской казака Тараса Шевченко с его народной речью. Много наделал он голоса.».
Только Шевченко, получив отпускную, и впредь остался Шевченко. А наш поэт, имеющий первоначальное фамилию Васильев, после получения «свободной» от своего пана Василия Бондырева (по мнению Г.Кисялёва, не исключено, что наш Вереницын был его внебрачным сыном), выбрал себе фамилию Вереницын.

Полученная от пана-отца свобода не стала единичной помощью 12 летнему мальчику. Уже сын остравлянского владельца, «отставной подполковник Михаил Бондырев», 28 августа 1845 г. писал просьбу на имя инспектора училищ в Витебской губернии, чтобы подростка «приняли в тот класс, в который по экзамене достойным покажется«. После семилетней учебы в гимназии (1845-1852, а перед тем была Городокская приходская школка) жажда науки привела юношу в Петербургскую медико-хирургическую академию (1852-1854).

Учеба в Петербурге - вот чем объясняется знание «парнаских» реалий с живыми слухами о Булгарине и Греке, о «Пушкине, Лермонтове с Жуковским и Гоголем», гибкое стихотворение «пушкинской поэтической школы», которое так изящно зазвучало в произведении.

А потом была учеба в знаменитой Горы Горецкой «академии», куда Константин Вереницын поступил в 1857 г. прямо на третий курс, а в 1859 г. в числе лучших студентов окончил «земледельческий институт» со званием агронома, защитив диссертацию «О белорусском хозяйство» («Знать, и боги хозяйства водят, Если свиней держат они.»).

«Тарас на Парнасе» написан во времени от петербургского да горецкого этапа жизни Вереницына.

Поэма имеет в себе черты студенческого «капустника», аналога сегодняшних «Камеди клаб», только на несравненно высшем интеллектуальном уровне. Рассчитана она была на людей образованных, знакомых, по крайней мере, с миром античной мифологии. Как свидетельствовал фольклорист Евдоким Романов, крестьяне воспринимали поэму как «интересную байку, но не для нашего ума».

Выходит противоречие: почему Вереницын, продукт российской образовательной системы, который по русски впитал в себя знания и про ту же культуру Древней Греции и Рима, пишет поэму по-белорусски? Когда большинство обитателей края не сможет ее оценить вследствие незнания описанных реалий?

Сработал, видимо, фактор Шевченко, желание попробовать по своему подражать ему. И второе - вряд ли в двадцать лет Вереницын мог бы свободно излагать мысли по русски, тем более стихами. В XIX веке расейщина еще не смогла укорениться в языке здешнего люда от Смаленщины и до Белостока, от Гомельщины и до родной Вереницыну Городоччины на Витебщине. Даже в языке обращенных в православие вчерашних униатов. Даже в обязательных молитвах, не говоря о ежедневной речи. Как свидетельствуют тогдашние записи этнографа фольклориста Яна Карского (дядя академика), когда священник велел тянуть «Господи, помилуй», некоторые крестьяне отвечали: «Мы не москали, чтобы петь «Господи, помилуй! "... Из пяти тысяч душ Лошанского прихода (родина Карских на Гродненщине) только пять человек (тысячная доля!) умело отговорить молитвы по русски.

Один из известных ныне списков поэмы имел пометку «15 апреля 1855 г. Городок». Произведение, что расширялся в сотнях, если не тысячах списков (рукопись, подписанную псевдонимом «Наум» имел в своем архиве Дунин Марцинкевич) только через тридцать лет попал на страницы внештатной газетки «Минский листок» (1889).

Вереницыну на то время было 55 лет. Но выпадала ли петербургскому чиновнику Министерства путей сообщения хвастаться авторством? Да и кто мог тогда знать, что произведение, написанное четырехстопным ямбом пушкинской школы, так прекрасно впишется в белорусскую поэтическую стихию и станет визитной карточкой нашей возрожденной поэзии. Возрожденной на новом белорусском литературном языке. И каким таинственным выдалась ее рождение, таким же было и ее существование в ХХ веке. Имею в виду поэтических «сестриц» «Тараса на Парнасе» - поэмы «Сказ пра Лысую гору» (начало 1970 х) и «Лука Мудишчав - президент» (середина 1990-х).

Могила Вереницына в Петербурге, как и дата его смерти в 1904 (?) - неизвестны. Поэтому 13 июня можно отведать на минской Кальварии могилу исследователя Геннадия Киселева.

Он умер 14 ноября 2008 г., ровно через 35 лет и один день после того, как «на самого Кузьму Демьяна» подарил Беларуси еще одного классика -- Константина Василева Вереницына. А нам - возможность вспомнить этот юбилей.

Язэп Янушкевич, Раков "

Читать полностью http://nn.by/?c=ar&i=26994

Последние новости