haradok.info

Информационный портал

Социальные сети:

Новости Городка Культура

28.05.2015 20:19

1062 просмотра

0 комментариев

Икона — в дар Городку

Несмотря на то, что понедельник для Городокского районного краеведческого музея — традиционно выходной, 18 мая в честь Международного дня музеев учреждение-хранитель истории нашего края объявило день открытых дверей. Об этом пишет «Гарадоцкі веснік»

Желающие бесплатно посетили постоянные экспозиции в залах «Этнография народных ремесел Городокщины», «Природа Городокщины», «Дорогами Победы», фотовыставку «Городокщина в прошлом и настоящем», выставку «Наши знаменитые земляки», художественную экспозицию из фондов музея «Суровая правда войны». Но особое внимание привлек уникальный музейный экспонат, подарок Городку его уроженца В.А. Калинкевича, — икона Пресвятой Богородицы Городокской (на снимке).

Мне кажется, что между церковью и музеем есть нечто общее: там живет прошлое и рождаются мысли о будущем. В связи между ними — залог продолжения жизни и традиций. Неживые, казалось бы, экспонаты предназначены нашим потомкам, в которых будет продолжаться наша земная жизнь.

Придя в музей, не перебегайте из зала в зал, остановитесь у какой-нибудь маленькой вещицы, заинтересуйтесь ею, и она откроет вам свою увлекательную историю. Я очень надеюсь, что музей хотя бы несколько раз в году, к примеру, на Успение, Покров, Рождество Пресвятой Богородицы, будет выставлять нашу работу. Но пускай все ваши дни осеняет своими покровами Пресвятая Богоматерь Городокская, дорогие мои земляки! (Валерий КАЛИНКЕВИЧ)

Публике она была представлена впервые в течение одного дня, хотя икона была подарена родине мастером-ювелиром, ныне живущим в Санкт-Петербурге, еще в октябре 2013 года. Валерий Аполлинариевич подчеркнул, что не дерзнул подарить икону местному благочинию, поскольку она, хотя и создавалась с молитвой, выполнена с нарушением церковных канонов.

Их смысл заключается в том, что мир духовный невеществен и невидим, обычному восприятию недоступен. Его можно изобразить только с помощью символов. Иконописцы не стремились к внешнему реализму, подчеркивали разницу между небесным и земным миром. В основе иконописи лежит знаковость, намеренно искажаются пропорции, нарушается перспектива, как средства выразительности используются локальные цвета, силуэтность, схематичность, символика красок, жестикуляции и атрибутов. Иконописцы думали не об эстетике, а о первообразе, верили, что их рукой водит Бог, а светский художник стремится к максимальной художественной выразительности картины.

Лик Пресвятой Богородицы Городокской, выполненный в мастерской В.А. Калинкевича, — не список с уже существовавшей иконы, он не воссоздан, а создан впервые. Его можно отнести не столько к предмету культа, сколько к картине религиозной тематики. Она высокохудожественна, реалистична, ведь лицо Богоматери изображено с соблюдением всех пропорций и естественных светотеней. Хотя детали лика тяготеют к типу иконы «Умиление» (поясное изображение, скрещенные на груди в жесте покорной молитвы руки, детали одеяния Богоматери — красно-бордовая туника с золотистой отделкой по горловине и рукавам, голова и плечи, покрытые темно-зеленый мафорием, накинутым поверх светло-бежевой накидки), взгляд Девы Марии прямой, пытливый, а не устремленный вниз, задумчивый, как традиционно изображают на иконах этого типа. В изображении Приснодевы угадывается реальная, земная женщина, по типажу напоминающая именно уроженку наших земель.

Это не случайно: когда иконописец работал над ликом Богородицы, были использованы фотографии матери Валерия Аполлинариевича, уход из жизни которой он тяжело переживал. Работа, выполненная не за один присест, была сложной, ведь требовалось сохранить черты и абстрагировать образ. Множество правок привело к результату, который мы видим. Особенно притягательны глаза...

Глаза нашей совести — это глаза наших родителей. Каждый опасается заметить в них укор или разочарование и всю жизнь должен помнить, что родительские глаза не должны туманить слезы стыда за нас. Родители же В.А. Калинкевича прожили достойную жизнь: отец, Аполлинарий Семёнович, 15 лет был директором Городокского РКБО, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Мать, Мария Борисовна, работала на этом же предприятии бухгалтером. Они воспитали в своих детях не только порядочность, трудолюбие, стремление быть полезными обществу и людям, но и научили видеть и создавать прекрасное, дали толчок к развитию творческих способностей.

Недаром выпускник Ленинградского политехнического института, инженер газотурбинных установок Валерий Калинкевич, побывав по долгу службы на приисках и в шахтах Сибири и Урала, увлекся коллекционированием, а затем и обработкой ювелирно-поделочных камней. Первые украшения создал для своей супруги Татьяны, ее именем позже назвал открытую им ювелирную мастерскую. Сейчас вместе с ним в ней трудятся его сыновья.

Мастерство Валерия Аполлинариевича как ювелира росло, наряду с украшениями появились интерьерные изделия, изделия для церковного обихода — оклады для икон, дарохранительницы, наперсные кресты... О высоком уровне его искусности говорит то, что многие панагии, которые мы видим в дни торжеств на груди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — работа золотых дел мастера Валерия Калинкевича и его помощников. Он — член Союза художников России, участник многих, в том числе международных выставок декоративно-прикладного искусства.

Икону, преподнесенную им в дар родному городу, мастер украсил венцом и рамой оклада филигранной работы. Они выполнены из серебра с использованием разноцветных эмалей и создают сложный растительный и точечный орнамент. Икона помещена в киот из красного дерева. На вопрос о материальном выражении ее стоимости даритель отшутился: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». Действительно, дарение иконы — великое таинство, ведь это частичка вечного, духовного. Такой подарок, сделанный от чистого сердца, призван защитить, наставить, вернуть смысл жизни, восстановить надежду и укрепить веру.

Светлана ЯКОВЛЕВА
Фото автора.

http://www.garadvest.by/2015/05/ikona-v-dar-gorodkyu/

Последние новости