haradok.info

Информационный портал

Социальные сети:

Новости Городка Культура

15.01.2014 09:50

3929 просмотров

0 комментариев

Обрядовая игра «Похороны деда» ожидает внесения в Список историко-культурных ценностей Беларуси

Масленичная обрядовая игра «Похороны деда» с Долгопольского сельсовета уже занесена в Национальный инвентарь нематериального культурного наследия Беларуси, который создан при финансовой и консультативной поддержке ЮНЕСКО.

Об этом возможно узнать, посетив сайт "Живое наследие Беларуси" (livingheritage.by) - это специализированный ресурс Министерства культуры Республики Беларусь, который содержит информацию о достоянии нематериального культурного наследия Беларуси.

Национальный инвентарь нематериального культурного наследия (далее - НКС) Беларуси является важной составляющей деятельности по имплементации Конвенции ЮНЕСКО о сохранении нематериального культурного наследия. Его основная цель - обеспечение охраны НКС и ее устойчивого развития, поддержка носителей НКС; включение НКС в сферу региональной политики.

Инвентарь НКС Беларуси подчеркивает необходимость сохранения равновесия между социально-экономическим развитием регионов, охраной культурного ландшафта, достижениями народной культуры, традиционным образом жизни, экосистемой в общем. Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия, традиционных знаний и практик может стать позитивным импульсом для развития регионов, их самоидентификации и культурной самореализации.

Из Витебской области в Национальный инвентарю занесена только пять ценностей из Городокского, Глубокского и Лепельского районов. От нашего региона там две ценности: "Традиция ажурного ткачества" и "Масленичная обрядовая игра «Похороны деда»". О первой ценность мы рассказывали на сайте ранее в заметке "Посчитать каждую ниточку".

О второй ценности на сайте "Живое наследие Беларуси" рассказывается так: "Обрядовая игра «Похороны деда» приурочена к масленичной недели и представляет собой своеобразную кульминационную точку этого времени. «Похороны деда» - особенное проявление локальной культурной традиции деревень Маскаленяты и Долгополье Городокского района. Носители традиции и участники обрядовой игры четко осознают ее точную приуроченность к Масленице. В образе деда персонификуется и материально воплощаются «мясные запусты» - как говорят: "Дед подавился костью". Бытование обряда в рамках сообщества является непрерывным. В действии, которое проводится каждый год в первый понедельник Масленицы, участвуют, в основном, женщины, причем пожилого возраста. Незамужние молодые девушки к участию в обряде не допускаются. После поминовения предков в «толстую субботу» жители деревень Маскаленяты и Долгополье скрывают мифологического деда-предка (Сидорку и Тимка соответственно), воплощенного в специально подготовленной антропоморфной кукле, которое имеет полярные характеристики - обжора, пьяница, гуляка, трудолюбивый человек, жизнелюб, сильный. В течение дня жители деревни включаются в игру и каждый, кто приходит попрощаться с дедом перед похоронами, получает свою роль, творчески ее развивает. Женщины рыдают, а мужчины, как правило, подчеркивают черты характера и факты из жизни мифологического умершего. Диалоги и причитания характеризуются вариативностью. Таким образом, обряд принимает игровую форму и приобретает импровизационный характер в рамках традиции. Обряд отмечается также и ярко выраженным эротическим содержанием. Обряд "Похороны деда" передается из поколения в поколение и признается сообществами своей ценностью."

По ссылке livingheritage.by/nks/1836/ возможно ознакомиться и с другой информацией об этом уникальном обряде, в том числе увидеть фото- и видеодокументы. Отметим, что первую попытку сообщить общественности об этом обряде в 2001 году сделала Т.И. Кухаренко, а главную работу в наши дни выполнили сотрудники отдела культуры Городокского райисполкома при непосредственном участии жителей д. Долгополье и д. Маскаленяты.

Л. Антонов

Последние новости